У всех есть история о посещении квестов, а вот как организаторы этих квестов идут к их созданию не знает никто. Хотим вас познакомить с обзором индустрии мира квестов глазами одного из владельцев квест-рума Ильёй Елизаровым (Компания ЛОКАП - Живые квесты в Екатеринбурге). Илья давно не новичок в создании компаний квестовой тематики - по меркам открытия и закрытия новых квест-организаций. Давайте послушаем, что он нам расскажет о своём опыте и ситуации на рынке квест-индустрии в целом.
- Расскажите немного о себе. Чем занимаетесь, ваши увлечения?
Меня зовут Илья, я женат, мне 29 лет и я занимаюсь квестами. Это мое увлечение и работа одновременно.
- Как вы начали заниматься квестами?
Как и большинство квестеров, меня посетила мысль об открытии собственного проекта после посещения одного из квестов нашего города. Это было в январе 2015 года, а квест был "Секретные материалы" от "Клаустрофобии". Тогда мне показалось, что все карты сошлись, и вот оно - дело моей мечты. Но на тот момент я занимался другим бизнесом, у нас с партнером была компания “Результатив”, которая специализировалась на интернет-рекламе. Мысли материализовались позднее, почти через год, когда я окончательно решил сменить сферу деятельности - вот тогда то я и вспомнил про квесты. Чтобы начать дело, я продал свою машину, этих денег хватило для старта.
- Расскажите поподробнее о процессе строительства и о ваших первых проектах.
В отличие от большинства местных квестеров, я не строил свой проект с нуля, а купил уже действующий квест-рум, который назывался “Lock Up”. На тот момент у него было два действующих квеста: "Казематы" и "Тайна агента КГБ". Квесты были довольно бюджетные, но со своей изюминкой. Кроме того подкупило удачное расположение локации в самом центре города.
Далее начался процесс перестройки этого адреса, который не прекращается и сегодня. Мы оформили внутреннее пространство подвала, отремонтировали лестницу, крыльцо, построили туалет, гостевую, провели обновление существующих квестов, построили на этом же адресе квест на двоих "Заложники" и завершаем стройку четвертого проекта в жанре мистического хоррора.
Довольно быстро я понял, что перспективнее развиваться в сеть, и стал привлекать партнеров - другие квесты, которые не уступают нам по качеству продукта и разделяют наше представление уровня сервиса и ценовой политики. За год мы провели три объединения, в том числе с одной из локаций сети “Выход”.
- Специфика рынка? Насколько сложно работать в условиях, когда квеструмами насыщен город?
Сейчас (сентябрь 2016 г.) на рынке Екатеринбурга работает около 120-130 квестов. Я бы не сказал, что рынок переполнен, и есть большая проблема в количестве предложений. Объем рынка все еще растет. В квесты по-прежнему приходит довольно много новичков, хотя их процент снижается. Более актуальная проблема в качестве продуктов. Качественных квестов в общей массе достаточно мало, за счет чего в головах потенциальных клиентов возникает конфликт цены и ценности. Например, вы идете на квест за 600 р. За эти деньги вы получаете некий уровень ожиданий. Далее вы встречаете другой квест, но который стоит уже 2500 р. Как правило происходит сравнение полученного ранее опыта и новой цены и не в пользу квест-рума. При этом качество продуктов может кардинально отличаться, но конечный клиент об этом может никогда не узнать.
Постепенно рынок оздоравливается, “плохие” квесты закрываются или продаются на Авито, но на их место приходят новые покорители рынка. Я думаю скоро рынок сформируется окончательно и выйти на него с бюджетным проектом будет невозможно.
- Какие квесты из тех, что вы проходили, лучшие? Худшие?
Лучший квест из тех на которых мне удалось побывать - "Стимпанк дирижабль" от "Клаустрофобии" в Москве. Из местных мне очень понравилась "Пила" от компании "Lost". Худший даже не назову. Но могу с уверенностью сказать, что на рынке Екатеринбурга полно некачественных продуктов в сфере квестов.
- Как вы видите перспективу квестов? Что с ними случится через 2-3 года?
В ближайшие несколько лет произойдет становление рынка со всеми вытекающими последствиями. Квесты станут полноценной частью культуры развлечений. Появится культура обслуживания, рынок вакансий персонала для квестов. Выживут и будут развиваться крупные сети с хорошим рекламным бюджетом, выстроенными процессами и программами лояльности для постоянных клиентов. Количество проектов еще вырастет до 150-200. Квесты начнут выходить из подвалов, осваивать ТЦ и ТРЦ, объединяться в квест-центры. Произойдет более точечная сегментация. Появится много детских проектов, квестов-театров, квестов для взрослых, экшен-игр и т.п. Скорее всего цены на квесты станут доступнее и при этом появятся дополнительные услуги в виде аниматоров, сувенирной продукции, мультисценариев (изменяемый сценарий квеста) и т.п.
- Ваши планы на будущее? (Открытие комнат)
Сейчас мы строим несколько проектов, которые планируем открыть до конца этого года. Среди них - мистический квест в жанре хоррор на Малышева, 56 с присутствием актера. Также мы готовим к открытию два новых адреса в центре города. По одному будет перформанс на тему зомби с участием нескольких актеров - это театрализованное представление с элементами квеста на достаточно большой площади (около 120 квадратов). Второй адрес вместит три проекта, два из которых мы привезли из Челябинска: Код Да Винчи и Потрошитель. Третьим проектом будет наша “Лаборатория Х”, которая переедет с Пионерки в центр и обновится.
Также есть планы на весну, которые я пока не буду раскрывать.
- Расскажите поподробнее о ваших играх, какие они и для кого?
Сейчас у нас 7 действующих проектов. Минимальный возрастной порог в "Локапе" - 14 лет. В основном, у нас представлены мультивозрастные приключенческие проекты разного уровня сложности. Это значит, что наши квесты для всех :) Есть квесты как для новичков так и для опытных квестоманов. Особенностью "Локап" является отсутствие единых стандартов по ограничению участников. У нас есть проекты как на двоих, так и на шестерых человек.
- Пожелания и предложения =)
Желаю всем квестерам сил, вдохновения и упорства для реализации самых крутых проектов.